Главная Абитуриенту Студенту Выпускнику Аспиранту и докторанту Сотруднику Контакты

Get Adobe Flash player
Университет
Управление
Образование
Наука
инновационная деятельность
центры
ож
Социальная сфера
Новости

    Факультеты и институт /     Естественно-технический колледж /

Научно-методическая работа

Система научно-методической работы в колледже имеет глубокие корни. Она традиционно ориентирована на решение вопросов, обусловленных потребностями учебного процесса и, прежде всего, преподавателей.
Поскольку задачи, которые приходится решать колледжу в ХХІ значительно усложнились, возникла острая потребность в активном привлечении к их решению как можно большего количества преподавателей.
Поэтому, в 2005 г. в колледже началась модернизация методической службы на основе системного подхода.
В качестве приоритетных для колледжа были сформулированы следующие направления деятельности:
- адаптация содержания и форм обучения, применяемых в колледже, к изменяющимся производственным и общественным отношениям, их ориентация на практическую эффективность;
- интеграция достижений психолого-педагогической науки и практики подготовки специалистов в колледже;
- разработка и внедрение в практику подготовки специалистов эффективных методик обучения и воспитания;
- вовлечение в инновационную деятельность как можно большего количества преподавателей.
При этом главная задача была определена как создание «питательной среды», которая позволит преподавателю развивать свои умения и расти как в профессиональном, так и в личностном плане.
В качестве базовой идеи была выбрана замена унифицированного подхода на индивидуально ориентированный, учитывающий профессиональные потребности каждого педагога и обеспечивающего создание условий для реализации индивидуальной траектории профессионального роста.
Отличительные особенности создаваемой методической системы состояли в том, что она должна была:
- быть направленной на создание условий для личностного саморазвития преподавателя, его готовности к инновациям (к освоению новых и разработке авторских программ и технологий);
- характеризоваться оптимальным сочетанием индивидуальных, групповых, коллективных форм методической работы;
- основываться на убеждении, т.е. в ней должны преобладать такие формы организации как самоконтроль, самодиагностика, саморазвитие и самокоррекция, в то время как в рамках традиционной методической системы доминировали принуждение, контроль, диагностика, коррекция.
Наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность содействия преподавателям в преодолении ограничений их профессиональной компетентности, были признаны следующие условия педагогической деятельности:
- повышение мотивации преподавателей на основе стимулирования самообразовательной деятельности;
- создание личностно-ориентированной среды и комплексный характер ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг преодоления ограничений профессиональной компетентности на основе саморазвития субъектов образовательного процесса.
Основными функциями методической службы стали:
- по отношению к конкретному педагогу – функции, направленные на формирование его индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности (методическая работа нацеленная на: обогащение профессиональных знаний педагогов; развитие ценностных ориентаций, соответствующих задачам обновления; мотивов творческой деятельности; устойчивых нравственных качеств личности; современного стиля педагогического мышления; педагогической техники, умений эмоционально-волевой саморегуляции, саморефлексии);
- по отношению к педагогическому коллективу – функции, предусматривающие консолидацию, сплочение педагогического коллектива как коллектива единомышленников; выработку общих ценностей, традиций; экспертную оценку авторских вариантов программ, учебных планов, пособий, созданных в коллективе; выявление, обобщение, распространение передового опыта, обмен ценными методическими находками; приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта; разработка внутриколледжных нормативных документов;
- по отношению к внешней среде – функции, обеспечивающие посредничество между колледжем и более широкими системами. Речь идет о творческом осмыслении социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведении их содержания до сознания каждого преподавателя; внедрении достижений передового и новаторского педагогического опыта, профилактике типичных для всех образовательных учреждений затруднений и недостатков в педагогической деятельности; внедрении и использовании достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин; распространении за рамки колледжа лучшего опыта, созданного внутри нашего коллектива через научно-методические конференции, публикаций и т.д.
Все вышеперечисленное потребовало реорганизации действовавшей системы управления: вместо действовавшей линейно-функциональной было решено использовать матричную организационную структуру. Суть ее заключается в том, что наряду с постоянными структурными подразделениями (в нашем случае это цикловые методические комиссии, методический кабинет и Центр мониторинга качества обучения) для решения конкретных, ситуативно возникающих задач, создаются рабочие группы. Руководитель группы назначается директором ЕТК и подчиняется в своей деятельности непосредственно заместителю директора по научно-методической работе. Ресурсы и персонал, необходимый для решения задачи, передаются в группу из постоянных структурных подразделений. После решения задачи группы расформировываются и создаются новые для решения следующих задач. Подобная структура позволяет вовлекать в решение проблем максимальное количество заинтересованных лиц, и, тем самым, способствует демократизации образовательного учреждения, а также повышению мотивации педагогического коллектива к достижению более высоких результатов, поскольку преподаватели активнее работают над их реализацией, так как рассматривают их как личные, в результате чего у них формируется соответствующая внутренняя мотивационная структура, ориентированная на успех.
Для укрепления межпредметных связей и преобразования учебного процесса из предметно-центрированного в профессионально ориентированный была пересмотрена структура цикловых методических комиссий. В настоящее время большинство из них (6 из 9) являются выпускающими, причем в состав каждой из них включены преподаватели, читающие дисциплины из нескольких циклов, что позволяет осуществлять подготовку студентов на компетентностной основе.
Цель ЦМК – выработка тактики деятельности педагогического коллектива и координация этой деятельности. Основные функции: организационная, анализирующая, контролирующая и координирующая.
Целью работы Методического совета является обеспечение научного управления и координация учебного процесса, методической и профессиональной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим его основными функциями являются: управленческая, координирующая, анализирующая, корректирующая.
Основными функциями Центра мониторинга качества обучения являются:
- формирование банка заданий для контроля знаний студентов;
- координация мероприятий по контролю знаний студентов в соответствии с графиком учебного процесса;
- систематический анализ результатов контроля;
- анализ динамики контингента, выявление причин отсева и разработка рекомендаций по сохранению контингента;
- анкетирование студентов с целью выявления ценностных ориентаций, оценки их мотивации к получению образования и удовлетворенности качеством преподавания;
- анкетирование преподавателей с целью выявления ценностных ориентаций и их мотивации к обеспечению высокого качества преподавания;
- разработка рекомендаций, направленных на своевременную коррекцию деятельности педагогического коллектива с целью повышения качества обучения.
Для перераспределения контрольных функций среди представителей администрации колледжа и установления четкой персональной ответственности методической службой колледжа в 2012 г. был разработан План-график проведения внутриколледжного контроля, в котором выделены четыре основных направления контролирующей деятельности:
- контроль за ведением документации;
- контроль за работой педагогических кадров;
- контроль сохранности контингента;
- контроль успеваемости студентов.
Каждое направление подробно детализируется: указываются объекты контроля, содержание, формы организации, должность проверяющего, период контроля и форма представления результатов.
Важным условием преодоления ограничений роста профессиональной компетентности является мониторинг профессионального развития педагогов колледжа, включая ежегодную рейтинговую оценку их деятельности (введенную с 1994 г.).
Рейтинговая система оценки деятельности преподавателей решает следующие задачи:
- формирование эталонов качества;
- сравнение достигнутого уровня с эталоном;
- выработка управляющих взаимодействий с целью минимизации обнаруженных отклонений.
Оценка деятельности каждого педагога определяется рейтинговой комиссией ЕТК, которая формируется ежегодно в соответствии с распоряжением директора колледжа.
В ходе заседания рейтинговой комиссии определяется окончательная балльная оценка каждого преподавателя и каждой ЦМК. Результаты рейтинговой оценки ежегодно обсуждаются на заседании Методического совета, утверждаются на Педагогическом совете и передаются в рейтинговую комиссию ВГТУ и методический кабинет колледжа. Полученные данные анализируются и используются для поощрения преподавателей за особые достижения и для оценки их профессионализма в процессе обязательной аттестации на соответствие требованиям квалификационной категории или занимаемой должности, а также для разработки рекомендаций по повышению эффективности педагогической деятельности.
Результаты мониторинга деятельности преподавателей отражаются в методических паспортах, которые содержат сведения об образовании, стаже, в том числе педагогическом, квалификационной категории, читаемых дисциплинах, формах повышения квалификации, методических разработках, публикациях и прочих достижениях, сведения о поощрениях и административных взысканиях, результаты анкетирования, рекомендации по устранению выявленных затруднений и сведения об их реализации.
Модернизация методической системы потребовала усиления роли методического кабинета, который превратился в координационный центр, обеспечивающий условия для развития и саморазвития преподавателей ЕТК. В методическом кабинете хранится вся методическая документация (как на бумажных носителях, так и в электронном виде), созданы условия, как для индивидуальной, так и групповой научно-методической работы преподавателей (проводятся заседания Методического совета и методические семинары).
Учитывая, что в зависимости от исходного уровня компетентности цикл ее повышения для каждого педагога начинается в своей точке, методическая служба колледжа стремится к созданию условий, способствующих выбору индивидуальной траектории профессионального роста для каждого преподавателя: либо внутри колледжа (Школа начинающего преподавателя, Клуб «Профессиональное самообразование», специальные методические семинары), либо вне его (обучение в аспирантуре, на предметных либо проблемных курсах повышения квалификации, стажировки).
Цель Школы - оказание помощи начинающим преподавателям в процессе адаптации в колледже. Для решения данной проблемы создана комплексно-целевая программа адаптации начинающих педагогов, рассчитанная на два года. Ее цель – пробудить потребность в непрерывном самообразовании; в творческом применении в учебно-воспитательном процессе научных достижений и передового опыта; помощь в выработке индивидуального педагогического стиля. В связи с этим основные функции Школы: консультационная, информационная, координирующая.
Цель Клуба - способствовать сближению педагогов на основе профессиональных интересов и оказание практической помощи в решении возникающих педагогических проблем.
Основные задачи Клуба:
- выявление профессиональных проблем преподавателей;
- обзор материалов периодических изданий по проблемам педагогики и методики преподавания в системе СПО;
- выработка личной педагогической технологии;
- привлечение преподавателей к активному и конструктивному участию в решении проблем, стоящих перед коллективом ЕТК и к разработке локальных нормативных актов, что способствует усилению профессиональной мотивации членов Клуба;
Цель методических семинаров – внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий. Основные функции: информационная, научная, проектировочная, технологическая.
Основные задачи:
- изучение современных педагогических технологий;
- подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности;
- реализация инноваций в практической деятельности преподавателей;
- повышение квалификации педагогических кадров.
Тематика семинаров и планы их работы определяется с учетом реальных запросов преподавателей, для выявления которых наряду с индивидуальными беседами широко используется анкетирование, позволяющее определить состав участников, оценить уровень их самообразования.
План работы каждого семинара, как правило, связан с единым направлением методической работы на данном этапе, планами повышения квалификации преподавателей, планами методической работы ЦМК и направлен на оказание помощи преподавателям в совершенствовании их педагогического мастерства.
В ходе работы семинаров преподаватели раскрывают «свои» методики обучения, способы и технологии, обобщенный инновационный опыт ЦМК, разрабатывают рекомендации по внедрению выявленного опыта. Тематика методических семинаров меняется в зависимости от проблем, стоящих перед коллективом колледжа и в соответствии с индивидуальными запросами преподавателей.
Для обобщения опыта научно-исследовательской и научно-методической работы преподавателей в колледже ежегодно проводятся научно-методические конференции с приглашением для обмена опытом преподавателей других учреждений СПО г. Воронежа. Тема конференции выбирается, как правило, в конце учебного года в процессе формулирования основных задач на следующий год.
В 2013 году в колледже состоялась ХХХV научно-методическая конференция на тему «О способах и формах реализации требований ФГОС при формировании общих компетенций».
Особо хочется отметить работу по формированию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС: были разработаны рабочие учебные планы для пяти специальностей («Радиоаппаратостроение», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», «Технология машиностроения», «Компьютерные системы и комплексы», «Сестринское дело»), рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей.
Критерием эффективной работы методической службы можно считать сформированость у каждого преподавателя колледжа устойчивой мотивации к инновационной деятельности, обеспечивающей успешность образовательного процесса. В качестве положительного момента следует отметить ежегодное увеличение количества преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, о чем свидетельствуют публикации научных статей в различных изданиях. Всего за последние 15 лет было опубликовано 352 статьи.
Три преподавателя по результатам своих исследований защитили кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (Сафонов С.В., Монько Т.В.) и кандидата химических наук (Шрамченко И.Е.); пять преподавателей закончили аспирантуру по специальности «Педагогика и методика профессионального образования» (Лавлинская С.И., Пономарева М.В., Фомин Р.В., Халанский Р.В., Проскурина И.С.) и три преподавателя обучаются в аспирантуре в настоящее время (Денисов Д.А., Полухина И.В., Веретнова Е.М.).
О высоком профессионализме наших преподавателей свидетельствует их готовность к инновационной деятельности и широкое применение методов и форм ведения занятий, активизирующих работу студентов в аудитории. К ним относятся: уроки–конкурсы (Грунина Е.И., Лавлинская С.И.), работа в микрогруппах (Хлыстунова И.Н., Петрова Г.Н., Доровская Т.Н., Тимофеева Е.А.), интегрированные занятия (Мусорина Л.В., Лесная Н.В., Кузьмина Г.Н., Шрамченко И.Е., Сорокина Л.Р.), структурирование дисциплин (Доровская Т.Н.), метод конкретных ситуаций (Тимофеева Е.А., Демихова И.В.), интегрированные задания по специальным дисциплинам с учетом межпредметных связей (Стародубцева Е.И.), применение новых информационных технологий (Халанский Р.В., Проскурина И.С., Прибыткова О.В., Петрова Г.Н., Майков Н.Н., Коновалова М.И., Головина С.Д.).
Дальнейшее развитие методической работы мы связываем с еще большим усилением ее научной составляющей.
 


Последнее обновление
© 1995-2017 Воронежский Областной центр новых информационных технологий (ОЦ НИТ)
при поддержке ГНИИ ИТТ "Информика" Минобрнауки России
счетчик посещений